«Здоровьесберегающие технологии как средство формирования навыков здорового образа жизни детей дошкольного возраста»
В настоящее время улучшение качества образования, состояния здоровья детей, профилактика заболеваний и коррекция имеющихся нарушений у детей являются одним из приоритетных направлений государственных национальных проектов «Образование» и «Здравоохранения».
Детство - уникальный период жизни человека, в процессе которого формируется здоровье. В современном мире дети испытывают повышенную информационную нагрузку. Больше времени уделяют просмотру телепередач, компьютеру, спокойным играм, не требующим активных движений. Родители отдают предпочтение умственному развитию своих детей, стремятся быстрее их научить писать, читать, забывая при этом, что на формирование мыслительных способностей ребенка влияет именно физическая деятельность.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Одной из приоритетных задач нашего детского сада является организация работы по сохранению и укреплению психического, физического и социального здоровья детей. В своей работе педагогический коллектив для достижения данной задачи использует различные здоровьесберегающие технологии.
Утренняя гимнастика
Ежедневно в группах проводится утренняя гимнастика, под музыкальное сопровождение, создающая веселое бодрое настроение на весь день. В утреннюю гимнастику включаются разные виды ходьбы, бега, прыжки, подскоки, общеразвивающие и танцевальные упражнения, упражнения способствующие формированию правильной осанке, укреплению свода стопы.
Занятия по физической культуре
Во всех возрастных группах три раза в неделю проводятся занятия по физической культуре, которые формируют правильные двигательные умения и навыки, содействуют развитию разносторонних способностей детей.
Для повышения двигательной активности на занятиях по физической культуре используются детские спортивные тренажёры. Благодаря им улучшается общая физическая подготовленность, повышается эмоциональный тонус, активизируется познавательная деятельность.
Динамические паузы
Во время занятий для снятия эмоционального напряжения и смены вида деятельности детей, используются физкультминутки, дыхательная, пальчиковая гимнастика и гимнастика для глаз.
Подвижные игры на свежем воздухе
Ежедневно проводятся подвижные игры на свежем воздухе, которые влияют на развитие мышления, ловкости, смекалки, выносливости, укрепляют физическое здоровье и способствуют закаливанию детей. Увлеченные игрой, дети повторяют одни и те же движения много раз, не теряя к ним интереса. Это является важным условием развития и совершенствования движений.
https://vk.com/wall-163467545_14
Игровой массаж и самомассаж
Педагоги используют игровой массаж и самомассаж для формирования у ребенка сознательного стремления к здоровью. Также массаж способствует развитию навыков оздоровления, улучшению кровообращения.
Гимнастика пробуждения
После дневного сна используется гимнастика пробуждения. Во время сна все процессы в организме замедляются, после пробуждения у ребёнка снижена скорость реакции, чувствительность, умственная и физическая работоспособность. Гимнастика пробуждения помогает до конца не сформировавшейся и очень ранимой детской нервной системе быстрее перейти в состояние бодрствования.
Тропинки (дорожки) здоровья
Ежедневно после дневного сна и во время занятия по физической культуре педагоги используют тропинки здоровья в целях оздоровительной работы. Упражнения с тропинками здоровья способствуют совершенствованию равновесия и двигательного контроля, формируют правильную осанку, укрепляют мышцы свода стопы. Дети приучаются ходить друг за другом в колонне, не толкаться, сдерживать себя. Массажные тропинки здоровья педагоги изготавливают своими руками.
Музыкотерапия
Музыкотерапия способствует становлению характера, обогащает внутренний мир ребенка яркими переживаниями, воспитывает любовь к музыкальному искусству и формирует нравственные качества личности и эстетическое отношение к окружающему миру. Помогает снять эмоциональное и физическое напряжения. Музыкотерапия используется во всех образовательных областях, в виде слушания, игры на музыкальных инструментах, пения.
https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-p-i-chaikovskii-detskii-albom.html
Релаксация
Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела. Педагогами Релаксация используется как часть занятия, помогает расслаблению организма, позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.
Психогимнастика
Психогимнастика представляет собой специальные занятия (этюды, упражнения и игры), направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка, его познавательной и эмоционально-личностной сферы. Используется психологом на групповых и индивидуальных формах работы, способствует снятию психологического напряжения и сохранению эмоционального благополучия, созданию возможности для самовыражения.
Хатха-йога
Хатха-йога является одной из инновационных оздоровительных технологий. В одной из групп педагоги используют хатха-йогу для профилактики нарушения осанки, простудных заболеваний, тренировки дыхательной мускулатуры, развитие гибкости, пластичности и психических качеств.
В отличие от других физических упражнений, имеющих динамический характер, в гимнастике хатха-йоги, основное внимание уделяется статическому поддержанию поз. Их выполнение требует плавных, осмысленных движений, спокойного ритма и оказывает на организм умеренную нагрузку. Доступность системы в том, что выполнение физических упражнений не требует никаких снарядов и специальных упражнений. Используются позы различных животных и птиц и предлагаются в доступной и понятной детям форме, что повышает интерес к окружающему миру и развивает наблюдательность.
https://www.maam.ru/detskijsad/-netradicionaja-forma-ozdorovlenija-doshkolnikov-hatha-ioga.html
Ритмическая гимнастика
Ритмическая гимнастика – это выполнение танцевальных движений под музыкальное сопровождение. Развивает чувство ритма, чувство времени и координацию движений. Помогает достичь автоматизма в самых сложных движениях и увлекает ребенка заниматься физической культурой и формирует потребность занятием спортом, а в последующем привычку. Проводиться в виде утренней гимнастики и как часть физкультурного и музыкального занятия.
Ритмическая гимнастика как средство повышения двигательной активности дошкольников
В нашем саду созданы танцевальные группы, которые участвуют в районных конкурсах, физкультурно-спортивных и торжественных мероприятиях.
Районный конкурс «Золотая монетка» https://vk.com/wall-163467545_5
Районный конкурс «Веселые нотки» https://vk.com/wall-163467545_21
Районный конкурс «Театральные встречи» https://vk.com/wall-163467545_33
Музыкально-спортивный праздник посвященный Дню Защитника Отечества https://vk.com/wall-163467545_45
Музыкально-спортивный праздник посвященный Международному Женскому Дню https://vk.com/wall-163467545_57
Районный конкурс «Золотая монетка» https://vk.com/wall-163467545_62
Физкультурно-оздоровительный праздник «Осенние забавы» https://vk.com/wall-163467545_81
Районный конкурс «Театральные встречи» https://vk.com/wall-163467545_96
Районный конкурс «Веселые нотки» https://vk.com/wall-163467545_105
Семья и детский сад - те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка дошкольного возраста. С этой целью в детском саду систематические проводятся физкультурно-спортивные и торжественные мероприятия, флэшмобы с привлечением педагогов и родителей.
Разрабатываются проекты различной тематики, где активными участниками являются дети, педагоги и родители.
Проект «Берегите птиц» https://vk.com/wall-163467545_9
Проект «9 мая –День Победы» https://vk.com/wall-163467545_10
Проект «23 февраля красный день календаря» https://vk.com/wall-163467545_48
Проект «Мамин праздник» https://vk.com/wall-163467545_52
Проект «Навстречу Универсиаде 2019» https://vk.com/wall-163467545_54
Проект «Моя Мама лучшая на свете» https://vk.com/wall-163467545_90
Ежегодно педагоги участвуют во Всероссийской акции «Спорт-альтернатива пагубным привычкам», имеют призовые места на районном и краевом уровне.
https://vk.com/wall-163467545_40
Участвуют в районных спортивных конкурсах «Городошный спорт» https://vk.com/wall-163467545_76, «Спартакиада учителей» https://vk.com/wall-163467545_80, «Январская гонка ГТО» https://vk.com/wall-163467545_110.
Наш детский сад сотрудничает с Районным домом культуры, управлением социальной защиты населения администрации Идринского района и ГУ «Пожарная часть-51», дети, родители и педагоги учувствуют в социально-значимых мероприятиях и акциях села и района.
ГУ «Пожарная часть-51» https://vk.com/wall-163467545_4
Праздничное мероприятие «Серебрянный возраст» https://vk.com/wall-163467545_12
Сотрудничество с губернской аптекой № 45 https://vk.com/wall-163467545_16
Праздничное мероприятие к Дню Матери «Дорогая, любимая мама!» https://vk.com/wall-163467545_23
РДК «Вечер казачьей песни» https://vk.com/wall-163467545_28
Районный конкурс «Афганский ветер» https://vk.com/wall-163467545_44
Праздничное мероприятие «Вам от женщин комплимент» https://vk.com/wall-163467545_46
РДК «Господа Офицеры» https://vk.com/wall-163467545_47
Народный праздник «Масленица» https://vk.com/wall-163467545_56
ГУ «Пожарная часть-51» https://vk.com/wall-163467545_69
РДК «День учителя» https://vk.com/wall-163467545_79
В заключении хотелось бы сказать, что использование здоовьесберегающих технологии в системе повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку, способствует формированию у педагогов и родителей ценностное отношение, направленное на сохранение и укрепление здоровья детей.